Бесплатная коллекция словарей
Добавить в Избранное  
словари статьи обратная связь      
Энциклопедичческий словарь Брокгауза и Ефрона

аввакум
Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучитель XVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в книжном исправлении. Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те новшества, которые и послужили первою причиною возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания даурской земли, доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однако убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не соединиться, то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А. сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя рабом и посланником Иисуса Христа, протосингелом российской церкви. В 1666 г. А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему архиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А., расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за А. царицы было в день расстрижения его великое нестроение с царем. Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудове м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили. А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют иконы его. В сфере раскола А. действовал не только примером непреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихся расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и автобиография его (Житие), напеч. Н. Субботиным в Материалах для истории раскола (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к отрицанию никоновских новшеств, которые он ставит в связь с римской блудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте аввакумовщины, которой на самом деле не было, так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.
Энциклопедичческий словарь


Смотрите также:
что это - авангард
толковый словарь - авангардизм
определение слова - авангардист
описание - авангардистский
толкование - авангардный
смысл слова - аванзал
определение слова - аванзала
определение слова - аванложа
что значит - аванпорт
определение - аванпост
искать в словаре - аванпостный
что такое - аванс


Слова на букву:
АБВ ГДЕ ЁЖЗ ИЙК Л МНО ПРС ТУФ ХЦЧ Ш ЩЪЫ ЬЭЮ Я


Бесплатная база толковых словарей русского языка «Мой Словарь»
Толковый словарь помогает развить грамотную речь и избежать досадных ошибок при употреблении русских слов. Наша база толковых словарей русского языка бесплатна и будет постоянно развиваться. Помимо самого толкования слов, в толковом словаре можно найти примеры употребления слов, а так же толкование значений многозначных слов.
Копирайтер, студент, школьник или журналист - любой, кому необходимо грамотно использовать русскую речь, найдёт здесь для себя много полезного.

© Online сборник словарей, 2013 -      info@moyslovar.ru